Телеканал "Россия К". "Новости культуры". Дневной выпуск 24.05.12 Более ста полотен Татьяны Сельвинской на выставке "Дар" Выставка «Дар», которая проходит в Государственном
музее А.С. Пушкина, представляет более ста полотен Татьяны Сельвинской.
Живописец, театральный художник, она оформила около двухсот спектаклей
по всей стране. Её коллеги гадают, где у Татьяны Сельвинской начинается
живопись, и где заканчивается театр. Она и сама признаёт их
неотделимость в своём творчестве, говоря «В театре я живописец, а в
живописи театральный художник». Это объяснение в
любви друзьям, ученикам, коллегам, гениям. Владимира Высоцкого она
написала уже после смерти поэта и актёра - по фотографии. Пётр Фоменко
отказался позировать, но все равно режиссёр смотрит с картины кисти
Татьяны Сельвинской. Она хотела его написать. Её работы отражают не
внешность. Сельвинская заглядывает прямо в душу. Улавливая то, что взору
других, порой, не доступно.
«Это Галя Ариевич. Она была очень яркой
женщиной, а мне тогда хотелось писать ярко. Она пришла в красном с
зелёными серьгами, такая вся сияющая! Я написала с натуры, потом она
ушла, и я продолжила работу. Звоню ей и говорю: «Галя, что случилось? У
меня трагический портрет получается! "А я завтра ложусь в больницу…". И
она умерла потом», - вспоминает Татьяна Сельвинская.
Такие знакомые и не всегда узнаваемые актёры, режиссёры… всего здесь 114
полотен. Большинство картин из коллекций самих моделей. Одни с
портретами фотографируются, другие поясняют замыслы художника.
«Это не какой-то костюм театральный, это
обычная одежда. Так она увидела и написала, так, что это производит
впечатление некоего графа или князя», - говорит актёр театра им. Н.В.
Гоголя Владимир Прянчин.
«Её живопись корнями из театра. Это видно
особенно по динамике превращения её портретов к сегодняшнему дню.
Вначале это были более традиционные портреты – она театром занималась
мало. А потом, чем больше театра, театральных людей, постижения театра,
тем в портреты театр проникает очень сильно», - рассказывает
художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин.
Самая ранняя из представленных картин
датирована 47 годом. Это портрет домработницы семьи Сельвинских –
Параши. Самые родные сердцу – портреты родителей – поэта и его музы,
людей, которые уже двухлетней Сельвинской не только говорили, что она
станет художником, но и делали для этого всё.
«Папа меня с очень раннего возраста водил
в какой-нибудь музей и рассказывал мне и сюжет, и пластику. Я вот помню
Гогена: и линия тела, и линия берега, и линия неба. Отправили меня
учиться к Фальку, это в советское время!», - вспоминает Татьяна
Сельвинская.
Татьяна Сельвинская и сама воспитывает художников. Частью этой выставки стали 23 картины её ученика - Олега Вакулина.
Обе экспозиции объединили под общим
названием «Дар». Дарить свои работы для Сельвинской стало традицией.
Открытие выставки не исключение – пять работ из серии «Маленькие
трагедии» Пушкина теперь останутся в музее.
|